Ми пам'ятаємо про Вас...

керівник та виконавець проекту: Горєва О.М.

т7 За роки існування в школі працювало більше 120 вчителів. На жаль дані про багатьох не збереглись. Но багатьох ми пам'ятаємо.

Директори Мартинівської школи

В різні роки школою керували директори:

1. Алдошин Валентин Олександрович (1956-1960)

2. Христенко Віктор Кирилович (1960-1962)

3.Лось Георгій Микитович (1962-1967)

4. Туней Олександр Семенович(1967-1970)

5. Сокуренко Наталія Василівна(1970-1972)

6. Сафошина Зоя Андріївна(1972-1975)

ЛГН ТАС СЗА НВ Богомаз Василій Сергійович

ЧМІ Юля

дир

7. Богомаз Василій Сергійович(1975-1978)

8. Чміль Антоніна Іванівна (1978- 2012)]

9. Сербулова Юлія Володимирівна (2012-2013)

10. Соловйова Наталія Миколаївна (з 2013 року)

Мовою оригіналу. Із спогадів вчительки Бойко Галини Василівни, якої на превеликий жаль вже немає з нами...

В Мартыновской СШ я проработала 25 лет. За это время сменяли друг друга 6 директоров. И все они, без исключения, оставили о себе только положительные впечатления: энергичные, трудолюбивые. всегда беспокойные люди, отдающие все силы ответственной. трудной работе.

Первым директором, переступившим порог новой Мартыновской школы, еще пахнувшей свежей краской и известью, был отец и учитель молодых преподавателей ( так о нем говорили в коллективе молодые учителя)- Алдошин Валентин Александрович. Одновременно он преподавал математику в старших классах с 1956 по 1960 год. Он отличался высокой культурой, человеческой добротой и вниманием к окружающим его людям. В процессе своей работы этот директор поднимал авторитет наших учителей за пределами школы (как никто). життя школи

1960- 1962 г.- Христенко Виктор Кириллович. И как учитель, и как директор школы он обладал организаторскими способностями, был и хорошим затейником. Преподавал Виктор Кириллович физику и одновременно занимался в кружке "Авиатор- технический кружок, куда с большим желанием ходили ребята. Они трудились над изготовлением моделей различных машин. Работы учеников попадали на районные и областные выставки и высоко оценивались и специалистами и посетителями.жит шк

В 1962 году в нашу школу пришел Лось Георгий Никитич- преподаватель математики. Строгий, требовательный, эрудированный директор вникал в работу коллектива, интересовался жизнью страны через литературу. Много читал. Любил в свободное время шутить, что поднимало наш дух.

жит шк

Туней Александр Семенович (1967-1970). В связи с создавшейся ситуацией он очень мало был в нашем коллективе. Жаль... Преподавал математику в старших классах. Удивительно честный, скромный и внимательный к окружающим человек, был любимцем дружного учительского коллектива. О нем говорили : "Служил ты не долго, но честно".возле школы

(1970-1972 г.) В эти годы должность директора школы исполняла учитель химии и биологии энергичная Сокуренко Наталия Васильевна. Очень строгий, требовательный, но тактичный и всеми уважаемый директор школы. высокая эрудиция её поражала учеников и учителей.

Эту умнейшую женщину на должности директора сменила Сафошина Зоя Андреевна( 19072- 1975 г.)- фронтовик, решительная, энергичная, требовательная. Ей пришлось добиваться расширения помещения нашей школы. И этот энтузиаст добился цели. К этому небольшому зданию пристроили огромное кирпичное помещение (просторный спорт и несколько уютных классных комнат).Учеников было очень много и кому- то надо было проявить инициативу. За трудную задачу и взялась эта энергичная директор. До нее учителя работали в две смены. Благодаря ей дети до сих пор обучаются в одну смену. Спасибо воинской части!

(1975- 1978 г.) В начале 1975 уч. года директора Тимирязевской СШ перевели в Мартыновскую школу- Богомаза Василия Сергеевича. Этот ласковый, добрый, уважаемый коллективом человек преподавал историю. С интересом слушали его лекции детишки. А сколько на уроках к нему было вопросов? Моя дочь училась у него.життя

Все директора были прекрасными учителями молодого поколения. Они безгранично любили свою школу, ценили тяжелый труд своих учителей.

Хочеться доповнити розповідь Галини Василівни ще декількома фактами..

018

Лось Георгій Микитович та Туней Олександр Семенович закінчили інститут ім. В. Г. Бєлінського , навчалися в однієї групі, були добрими друзями. Олександр Семенович працював в школі з 01 вересня 1964 року по 31 грудня 1970 року. Йога син Павло розповів, що батько працював спочатку вчителем фізики і астрономії, вів радіо гурток. Наша школа успішно конкурувала з міськими школами. Допомагала військовій частині. Був дуже доброю, чуйною людиною . 26 січня 1971 року він пішов від нас в інший світ. Багато років пропрацювала в школі невістка Олександра Семеновича лаборантом фізкабінету - Туней Катерина Володимирівна. Сафошина Зоя Андріївна писала вірші , їх друкували в різних виданнях. Сокуренко Наталія Василівна багато років працювала в школі вчителем хімії та біології.Вона відповідала за присадибну ділянку і шкільний сад, учні там відпрацьовували літню практику . Завжди там був ідеальний порядок. Немає жодного учня, який би не пам'ятав цієї прекрасної людини. Справедлива, строга, завжди охайна, підтягнута і з великим почуттям гумору. На форумі в Однокласниках до цих пір її згадують учні, яких вона учила дуже добрими словами. Богомаз Василій Сергійович – вчитель історії та права. Вчителі, які працювали з ним з великою повагою розповідають про нього. В 1978 році не витримало серце батька. У нього загинув в армії син. Він з дружиною проживав в приміщенні , яке знаходилось в школі.

67

З першого дня існування школи працювала Чміль Антоніна Іванівна зараз вона вже на пенсії.

ДЕНЬ перемоги

Спочатку піонервожата, педагог- організатор, учитель- молодших класів, вчитель історії і права, Заслужений вчитель України. Пропрацювала директором з 1979 по 2012 рік.

З 2012 по 2013 рік працювала директором Сербулова Юлія Володимирівна. Вона багато років працює вчителем початкових класів. З 2013 року директором працює Соловйова Наталія Миколаївна, яка викладає історію та право.

Вчителі

В 2016 році нашій школі виповнилося 60 років. За ці роки було багато перемог і не тільки.. Ні вистачить ні сил,а ні часу їх всіх описати. Але було б не справедливо, якби ми не згадали вчителів ,які в різні роки працювали в школі.

учителя 1974 Бо

МЕ 112 ГВБ

ац2 ац3

Давайте пригадаємо Пронгополо А. С., вона працювала завучем при Тунеї О.С.,

Гержова вчителі украінської мови та літератури: Гержова Е.І., Сушельныцька Л.І..Савчук (Гаврилюк) Т.М., Шипілова С.А., Серболова А.В.. Кретова Л.В., Теплова С. М., Резніченко Є.С., Калітвенцева І.А., Чорна Ф.П.,

вчителі російської мови та літератури: Соловейченко Д.М., Дудіна В.Г., Макогон Л.Ю., Акерман Л.М.. Молчанова О.В., Кулик О.В., Забара Л. М., Самарская С.М.. Лавіцька С.М., Абакумова Н.Ю.,Кольц І,С., Осіпова Л.М., Гаріфулліна Н.О.,ДМ , СІкора О.С..

вчителі англійської мови: Бурмістрова В.М.,уч Тарасенко Л.П., Лісовська (Вагнер) С.Р.,Іллічова В.Д., Гурова Т.В., Оліщук Л.Б., Гелєвєр С.В., Лугова- Кляшторна Л.М., Литвінова К.О., німецької мови- Мікулко О.М., Цупко О., А..

вчителі історії: Худолєєва А. І.,Кочнєва В.М., Гайка В.В., Шалигіна З.О.,Маслова А.О., Захожа О.А., Паламарчук Д. М., Мороз В.Г., Лисенко Н.М., Цейко Н.В., Міхайлова Л.М.. Робоча Л.О., Сердюкова О.П, Соловйова Н.М.

АІ

97

кл88

вчителі хімії та біології: Рожнова М.В., Крупєня О.М., Тріфаніна Н.І., Горбачова Л.В., Сніцаренко А.В., Костюкова І.В., Сокуренко н.в..

МНГ НГ

вчителі фізики та астрономії: Баца Л. І., Толоконнікова Т.С., Єфрємов О.С., Парфьонова О.О., Притиковський В.В., Спірідонов В.В., Замула Н.В.,

вчителі математики: Волкотруб М. С.,Міронова М.М., Ямбулатова З.Ф., Кащєєва Н.П.,Єрємєєва В. Б., Крихтіна Л., Нікітченко Т.М., Бєлкіна С.В.,Цейко Н.М., Ларіонова О.М., трафЗамула Н.В., Хрякова Н. В., Горєва О. М.

вчителі географії: Сницерук (Таранюк) Г.В., Шерстюк Н.Г., Яковлева Р.П., Мозгова Л.М., Калашнікова Н.В., Середина О.Ф., Ніженський С.В.., Гарас О.В., Зубчевська Н. Б.

вчителі початкових класів: Бойко Г.В., Гуріна Л.П., Дерчук Д.Й., Лисенко А.С., Червінська К.І., Лазєба О. Ф., Сербулова Ю.В., Кирилюк Н.І., Шпак О.А., Віштал С.В.,

БЛі КММ ДДЙ ЛАС КНП БВН

вчителі фізкультури: Крючкова (Цисаренко) М.М., Гузєв С.В., Большаков С.В., Постушной Г.І.,

вчителі НВП: Коломієць Г. І., Родіонов В.М., Постушной Г.І.

4444

вчителі труда: Цисаренко Л.А.,Макухіна Н.П., Василенко Н.С., Копієвський І.В..,Семенова А.В., Серканова Ю.О..

учит8

вчителі музики: Якушева І.А., Кодас О., Замрикіт С.М., Отношевна Н.В., Отношевний В.В..

вчителі ІЗО: Філіппова Т.О., Горєва (Зубко) С.О.,Худолій О.В.. Гуров В.І, Семенова А. В.,

744

педагоги - організатори: Куценко Т.Л.,Гончаренко Т.І.. Копієвська О.В., Скляренко Г.О. ( та багато вчителів із вище перерахованих), Фіщенко Ю.О., Калітвенцева І.А.,Гайдай Х.С..

звичайно їх набагато більше...

У 2012 році в місцевій газеті написала статтю про свою маму - вчительку математики Ямбулатову З.Ф. її донька Роза Шабрукова, теж вчитель. Не можна не прочитати її і нам. Кожне слово - дійсна правда, тому що багато хто знає і пам'ятає Зінаїду Федорівну. Мовою оригінала.

Мама

ОНА была десятым ребёнком в семье, младшенькой, любимицей. Пятеро сыновей и пять дочек было у бабушки Ирины. Отца мама не помнит, он умер, когда она была совсем маленькая. Не помнит и старшего брата Николая, который в 18 лет ушёл на гражданскую войну и погиб. Трудно пришлось бабушке, много горя видала она Похоронила ещё двух маленьких дочерей и взрослого сына. В живых остались три сына и три дочери. Всех сумела вырастить, выучить и поставить на ноги моя бабушка, а сама не выдержала, умерла ещё до войны. Подкосили её тяжёлые потери. Вскоре после её смерти началась война, и её три сына ушли защищать Родину. Василий погиб под Ленинградом, а Сергей и Степан дошли до Берлина и с Победой вернулись домойЗФ

Мне было четыре года, когда дядя Серёжа, вернувшись с фронта, зашёл к нам. Я не сводила с него глаз. Красавец, весь в орденах и медалях, блестящий офицер -таким он запомнился мне.

Мама ещё до войны закончила педучилище, где учились её брат и сестра В годы войны работала в школе, а летом - в колхозе. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалью. Учителя вели большую работу среди населения, рассказывая о положении на фронте, вселяя уверенность, что победа будет за советским народом.

кап1 Она была очень красивая в молодости, моя мама. Её подруги рассказывали, что парни даже воспевали её красоту в песне, которую сами сложили. Мама была очень добрая. Она ни разу не подняла на меня руку, редко повышала голос. По её взгляду я уже понимала, как воспринимала она тот или иной мой поступок, одобряла или осуждала. Помню, мне было лет шесть. Школа, где работала мама, стояла на горе, в ней учились дети из окрестных деревень. Местность была очень красивая, кругом сосны, а под горой расстилался луг, который весной превращался в разноцветный ковёр. Рядом со зданием школы стояло несколько домов, где жили учителя. А техслужащие жили при школе. Я любила бегать к ним, слушать их рассказы о том. о сём. Однажды одна из них, тётя Поля, не очень лестно отозвалась о молодой учительнице Розе Яковлевне, которая жила вместе с нами. Я пошла домой и рассказала ей об услышанном. А девушка была очень импульсивной, горячей. Расстроенная, она побежала к тёте Поле выяснить за что та так осудила её. Мама укоризненно посмотрела на меня и сказала: "Вот видишь, ты расстроила Розу Яковлевну, поставила в неудобное положение тётю Полю, а мне за тебя просто стыдно". Это был урок, урок нравственности. Я поняла, что поступила плохо. И никогда в жизни я не была ябедой, доносчицей и не занималась сплетнями.зин

Мне десять лет. Однажды я забралась на сарай, села и стала думать, чем бы заняться. Недалеко стояла копна с сеном. "Вот хорошо, - подумала я, - буду прыгать с сарая на эту копну, должна допрыгнуть". Прыгала, прыгала и допрыгалась. Неудачно при­землившись, почувствовала острую боль в ноге. Еле-еле доковыляла до дома. И вдруг вспомнила, что вечером в клубе должны показать кино. Ах, кино, кино! Как мы ждали того дня, когда в клубе будет демонстрироваться фильм. На всю округу был один ки­номеханик Володя, так что кино мы смотрим редко. Но если узнавали, что сегодня покажут фильм, душа радовалась, настроение поднималось. С нетерпением ждали вечера. И вот долгожданный момент. На улице заурчал движок. Плёнка заряжена. Начинается фильм. И не важно, что плёнка иногда рвётся, что движок забарахлит. Терпеливо ждём, когда волшебник-механик снова зарядит киноаппарат, снова заурчит движок, и мы с интересом смотрим, как развиваются события дальше. Не слышно шуршания оберток карамелек, никто не грызёт семечки. Уходя домой, оставляем за собой чистое помещение.

Ну разве могла я пропустить такое событие?! Я решила, что ничего не скажу маме о больной ноге.

Вечером мы отправились в клуб. Мама с подругой шли впереди, я же, прихрамывая, плелась сзади. А во время сеанса у меня так разболелась нога, что я уже чуть не плакала. Идти домой я не могла. Маме с подругой пришлось нести меня 1,5 километра. Дома мама сказала: "Надо было сказать правду. Ты сделала себе только хуже, тебе теперь придётся дольше лежать, да и нам не очень легко было тебя нести. Получается, что ты думала только о себе".

Уроки, уроки... Помню, сын мой учился в первом классе. Однажды одноклассник обидел его. Я решила поговорить с ним. Узнав об этом, Серёжа сказал: "Мама, зачем ты вмешиваешься в наши дела? Мальчишки должны сами разбираться между собой". Мама сказала, что Серёжа прав Больше я никогда не вмешивалась в его дела, да сын мог и сам постоять за себя. Бывало, ошибался, но в конце концов находил правильное решение.

Мама очень любила читать Несмотря на маленькую зарплату, она всегда выписывала литературно-художественные журналы, покупала книги. И я очень рано научилась читать. Сколько себя помню, всегда читала. В свой день рождения я неизменно находила под подушкой новую книгу. Это был мамин подарок. Очень любили мы с мамой ходить в избу-читальню (так тогда называли в деревне библиотеку). Изба-читальня... Сколько светлых воспоминаний связано с ней! В помещении тихо, уютно, светло. И столько книг! И хочется все перечитать. Особенно любили читать книги о героях Великой Отечественной войны. Война кончилась совсем недавно, и герои эти были для нас примером.

Мама была человеком с огромной выдержкой. Отец на фронте завёл роман с переводчицей. Вернувшись домой, признался маме, что его фронтовая подруга ждёт ребёнка. Мама не приняла его, не простила. Гордость не позволила. Представляю, как ей было больно, обидно. Но я никогда не видела, чтоб она плакала. Мама была сильным человеком.зя

После войны мама поступила на заочное отделение в пединститут и закончила физико-математический факультет. Она преподавала в школе математику. Математика была любимым предметом в школе, а мама - любимой учительницей. Как мы любили её уроки! С первых минут погружались в интереснейший мир цифр, формул. Я обычно сидела за задней партой, любила "Камчатку", не скрою. А за первой партой сидел Петя, один из сильнейших учеников по математике. Когда мы получали задание, сразу "включали" мозги и начинали работать. Петя часто посматривал в мою сторону, не поднята ли моя рука. Огорчался, если поднята, победно улыбался, если ему первому удавалось решить задачу или пример. Мама умело использовала задания из занимательной математики. Ни одна минута урока не пропадала даром. Доступно, интересно излагала новый материал. Когда-то одна из её учениц сказала мне: "Зинаида Фёдоровна так умела вложить в клеточки нашего мозга знания, что оттуда их трудно вытеснить чем-то".

Как-то мы разговорились с молодой учительницей. Стали вспоминать школьные годы, студенческие дни. И она сказала, что её папа тоже был учителем и всегда предупреждал, что завтра вызовет её к доске. И она получала хорошие оценки. Мама никогда не делала этого. Наоборот, ко мне она относилась строже, чем к другим. И никто не мог упрекнуть ни меня, ни маму, что она когда-нибудь завышала мне оценку или сделала поблажку.

Её уважали за справедливость. Она ничем не показывала, что у неё есть любимчики, хотя у учителей ведь всегда есть любимые ученики. Никогда она не произносила слов "идиот", "тупица", "балбес" и т.д. Наоборот, старалась вселить уверенность, что все смогут подружиться с математикой. Конечно, не всем даётся этот предмет. В классе всегда есть так называемые "слабые" ученики. Мама о таких говорила: "Трудно им даётся мой предмет, но не всем же быть инженерами, учеными, зато они будут хорошими тружениками, будут выращивать хлеб, строить дома".

Я часто вспоминаю один из эпизодов её жизни. Однажды около нашего дома оста­новилась легковая машина. Из неё вышел хорошо одетый солидный мужчина с огром­ным букетом цветов и коробкой конфет. Мама была на веранде. Мужчина переступил порог и, увидев маму, опустился на колени, поцеловал ей руку и сказал: "Большое Вам спасибо за всё, что Вы для нас сделали". Мама от волнения не могла вымолвить ни слова. Да и мы, три её дочери, были взволнованы. Только успокоившись, она начала расспрашивать своего бывшего ученика о его жизни, семье.

Двадцать три года проработала мама в России, больше двадцати - в Украине.

Жил-был человек по имени Филипп, влюблённый в неё с юношеских лет. Учился в Казанском с/х институте, добровольно пошёл на войну с финнами, прошёл всю Ве­ликую Отечественную. Остался в живых. Полюбил он Украину и, приехав в Николаевскую область, решил здесь поселиться. Выстроил хату, развёл пчёл, сад. Но так и не женился. Он был однолюб. В 1961 г. решил съездить на родину, навестить родных. Встретил маму и сумел-таки уговорить её выйти за него замуж.

И вот судьба распорядилась так, что мама стала работать в Мартыновской СШ.

Новый коллектив, новые соседи. Но сумела завоевать авторитет, зауважали её и дети, и родители, и соседи. И сейчас, встретив меня, её бывшие ученики с огромным ува­жением и любовью отзываются о ней.

Сколько доброты вмещало её сердце! Я и в детстве видела, как бескорыстно помогает она людям. В колхозе людям зачисляли трудодни, а рассчитывались зерном. Денег колхозники не имели. Часто обращались к маме за помощью близкие и дальние род­ственники, соседи, родители учеников. И хотя у учителей зарплата была маленькая, она, чем могла, помогала им.

Прошлым летом я ездила в Россию, побывала на родине, в нашей маленькой де­ревеньке, в селе, где закончила среднюю школу. Живы ещё её бывшие ученики. Под­ходили ко мне, вспоминали добрым словом мою маму. Оказывается, почти каждому из них мама чем-то помогла: кому-то купила учебник, кому-то тетради, карандаши, ручки. Скажете, мелочь? Для детей, родители которых не имели денег, это не было мелочью, поэтому они на всю жизнь запомнили мамину доброту.

Мамы с нами нет уже десять лет. Но в то же время у меня такое ощущение, что она рядом. Помню, в прошлом году я была чем-то сильно расстроена. Ночью никак не могла заснуть. Уже далеко за полночь, а я всё не могу сомкнуть глаз. И вдруг передо мной крупным планом появилось лицо мамы. Чуть заметная улыбка, добрые-предобрые глаза... Она как будто хотела сказать, что всё уладится, всё будет хорошо. Скажете, мистика? Не знаю. Но я, поворочашись ещё немного, заснула. А утром всё вспоминала, какое было у мамы лицо. И подумалось мне: "Неужели они оттуда видят всё?"

Вот такая была моя мама Ямбулатова (по мужу Мурашова) Зинаида Фёдоровна. Когда я думаю о ней, мне вспоминаются строчки из стихотворения

Л. Мартынова

"След":

Скажи,

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Мама оставила "незримый прочный след" в душах сотен людей.


На протязі багатьох років учні навчалися за розкладом шестиденки. З 1 по 7 клас працювали групи продовженого дня. При школі був інтернат для дітей з прилеглих селищ.

В групі продовженого дня працювали: Грималовська Л.П. матір Чміль А.І., Завтонова (Мороз) Н.Г.

Харчування було безкоштовне. Їдальня розміщувалася в підвальному приміщенні школи. Біля школи знаходилися метеомайданчик, тир, стадіон, дуже добротний сад.

Кожну осінь діти їздили допомагати колгоспам збирати врожай. На всі празники ходили з привітаннями в військовий клуб. В школі працював свій ВІА, який був прикрашенням шкільних вечорів.

При школі проводились заняття по авто ділу, які проводив на шкільному вантажному автомобілі Мороз С.А., теоретичні заняття проводив Цисаренко Л.А.

Працював гурток спортивної гімнастики під керівництвом Крючкова (Цисаренко М.М).

12 14

145

15

В школі працюють мама Замула Н.В.- вчитель математики, фізики та донька Сікора (Замула) О.С.- вчитель російської та української мов та літератури;

Багато працювало і працює випускників нашої школи, в теперішній час, окрім вище названих:

Горєва О.М.- вчитель інформатики та математики;

Хрякова Н.В.- вчитель математики;

Черевко І.О.- вчитель історії та трудового навчання;

Отношевна Н.В.- вчитель музики та образотворчого мистецтва;

Гайдай Х.С.- педагог-організатор.

Багато випускників стали вчителями, лікарями, юристами, військовими та представниками інших фахів. Багато розлетілися по білому світу, але завжди пам'ятають свою школу, вчителів, однокласників і приїжджають на зустрічі випускників.

учит

т2

Кiлькiсть переглядiв: 2032

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.